11.12.2012

Жемчужников, Лев Михайлович (1828-1912)

Художественное наследие Жемчужникова оказалось принадлежащим двум национальным культурам — русской и украинской, хотя ни происхождение его, ни полученное образование не предвещали подобного соединения. Отец его, потомственный орловский помещик и крупный административный деятель, был не чужд культурным интересам. Недаром, видно, два других сына Жемчужникова стали поэтами (они известны как соавторы А. Н. Толстого в создании книги "Сочинения Козьмы Пруткова"). Но почему-то своего третьего сына Льва он непременно хотел видеть военным. И тот проходит через Александровский и Первый кадетские корпуса, а затем и Пажеский корпус. Несмотря на отличные успехи, младший Жемчужников чувствовал, что "возненавидел все военное". И все это время он не оставлял мысли заниматься искусством. Знакомство с Брюлловым укрепило его в желании посвятить себя художественной деятельности. В 1849 году он поступает в Академию художеств, где постигает основы классического рисунка и сближается с отставленным уже профессором А. Егоровым. Дружба с художником П. А. Федотовым, сближение с демократической средой разночинной художественной интеллигенции (с А. Бейдеманом, Е. Бернадским, А. Агиным) приводят его к пониманию архаичности принципов академического обучения. Жемчужникова все более и более влекут образы реальной жизни с ее конфликтами. В 1852 — 1853 годах Жемчужников гостил по приглашению хозяев в имении Разумовских на Украине.

Жизнь украинского крестьянства, его история, особая красота народного искусства, предания и песни — все это навсегда очаровывает молодого художника. Он без устали зарисовывает простых крестьян ("Крестьянка Варька", "Евдоха Туденова"), украинские пейзажи, народные сборища: ярмарки, базары, привалы чумаков. На материале рисунков возникают такие картины, как "Кобзарь на шляху", "Лирник в хате", "Бандурист с мальчиком". Для них характерны созерцательная статичность, тонкая прорисованность и неяркая живопись. Здесь проявляется не только этнографический интерес, но и боль за судьбу простого люда (недаром художник увлекается стихами Шевченко, сближается с семьями известных украинских просветителей-демократов Лизогубов и Галаганов). Своеобразным личным актом протеста против крепостничества была его женитьба на крепостной девушке. Даже заграничная поездка (1856 -1860) не прерывает работы художника над украинскими темами. Он увлекается офортом и почти оставляет живопись.

По приезде на родину Жемчужников предполагает издать альбом "Живописная Украина", в котором хочет отразить как современную жизнь украинского народа, так и его историю. Он сам исполняет 43 гравюры по рисункам А. Бейдемана, И. Соколова, К. Трутковского и других.

Жемчужников — энтузиаст гравюрной техники, он обучает этой технике других художников. Увлеченность по преимуществу репродукционной гравюрой сыграла не последнюю роль в ослаблении его собственной творческой практики.

Жемчужников выступал и как художественный критик. Его статья "Несколько замечаний по поводу последней выставки в Санкт-Петербургской Академии художеств" (1861) имела большой резонанс, ею зачитывались студенты. Художник с профессиональных позиций выступал против отжившей классицистической системы образования, ратовал за бытовой реалистический жанр, за внимание к живому натурному рисунку и красочной живописи. Эту статью приветствовали Стасов и Чернышевский. Она сыграла прогрессивную роль в победе нового реалистического направления в искусстве второй половины XIX века.

В начале своего творческого пути Жемчужников ставил себе образцом Федотова, однако несравнимо меньший масштаб таланта не позволил ему осуществиться как художнику с такой же силой. Оказавшись на скрещении важных исторических путей русского искусства, Жемчужников стал заинтересованным участником происходящих событий, о чем свидетельствует не только его творчество, но и его ценные мемуары "Мои воспоминания из прошлого".

В. Поликаров
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.