Навез, Франсуа-Жозеф (1787-1869)
Франсуа-Жозеф Навез родился 19 ноября 1787 года в Шарлеруа, бывшем в то время небольшим провинциальным бельгийским городком. Его отец, как человек состоятельный, не противился желанию сына стать художником: он был уверен, что сможет обеспечить Франсуа и тому не придется нищенствовать, как некоторым из будущих его собратьев по искусству.
Навезу еще не исполнилось четырнадцати лет, когда он приехал в Брюссель. 10 октября 1803 года Франсуа-Жозеф зачислен в Брюссельскую Академию изящных искусств. За восемь лет, проведенных в ее стенах, он достиг значительных успехов. В 1807 году его рисунок с натуры получил лишь четвертый приз, а в 1811 году его живописные работы уже удостоились первого приза за "композицию". В 1812 году на выставке, устроенной Брюссельским обществом изящных искусств, Навез получает первый приз за "историческую" картину. Успех молодого живописца особенно обрадовал жителей его родного Шарлеруа, устроивших ему триумфальный прием.
На следующий год Брюссельское общество изящных искусств отправляет Навеза своим пенсионером в Париж. 9 августа 1813 года он поступает в мастерскую знаменитого Жан-Луи Давида, где сразу же погружается в атмосферу неоклассического искусства. Как и всех художников, попадающих в Париж, его покоряет Лувр. Его вкусы всецело на стороне великих фламандцев XVII века и в первую очередь Рубенса и Ван Дейка, которых он копировал уже в Брюсселе. Но искусство его родины к этому времени утратило всякие признаки преемственности с великой фламандской национальной школой. И симпатии Навеза, остававшегося на протяжении всего своего творчества верным приверженцем идей неоклассицизма, привитых его учителем, все больше обращаются к Рафаэлю.
Художник возвратился в Брюссель в 1816 году. В это же время туда приезжает Давид, в свое время проголосовавший в Конвенте за смерть Людовика XVI и вынужденный покинуть Францию после реставрации Бурбонов. Приезд Навеза в Бельгию не был вызван желанием сопровождать своего учителя в изгнании; большинство биографов склонны видеть в этом лишь желание встретиться с родными, и прежде всего с сестрой, остававшейся после смерти отца его самым близким человеком.
Друзья и поклонники советуют Навезу как можно скорее покинуть Бельгию, чтобы продолжать совершенствовать свое мастерство в прекрасной Италии. Но художник слишком скромен и требователен к себе; он считает, что еще недостаточно готов для поездки на родину классического искусства. И это в то время, когда он уже автор прославленного "Портрета семьи Хемптинне" (1816, Музей современного искусства, Брюссель) и "Женщины с собакой. (Портрет Жаннеты Навез, сестры художника)" (1816, Частная коллекция, Брюссель).
Но вот в сентябре 1817 года Общество изящных искусств вторично выдает художнику стипендию, дав ему возможность отправиться в Италию. 5 декабря Навез уже в Риме, "вечном городе", где он проводит пять лет. Французская Академия в Риме разрешила бельгийскому художнику пользоваться всеми привилегиями, которые оказывались французским пенсионерам. Судьбе было угодно вновь свести Навеза с питомцами парижской мастерской Давида — Энгром, изучавшим здесь творчество своего кумира — Рафаэля; живописцем церковных и монастырских интерьеров Франсуа-Мариусом Гране и автором сцен из итальянской народной жизни Луи-Леопольдом Робером. К концу итальянской поездки его вкусы окончательно определились. "Я боюсь, — писал он родным в Брюссель, — что мне, как и другим художникам, придется посвятить себя "жанру", хотя я вынужден сказать, что моим призванием является портрет".
В январе 1822 года Навез навсегда возвращается в Бельгию. В марте художник выставляет написанные им в Италии картины, за которые он избирается почетным членом Амстердамской Академии изящных искусств. В Брюсселе, на Королевской улице, он начинает строительство комфортабельного особняка с террасой и мастерскими. Материальное положение тридцати восьмилетнего художника достаточно прочно: он считает, что настало время обзавестись семьей. Он женится на Флоре де Латюи, а в октябре 1825 года награждается почетным орденом Бельгийского Легиона и избирается членом Академии изящных искусств Антверпена.
В 1815 году он был единственным художником в Париже, который участвовал в Салоне в Брюсселе, открытом в тот самый момент, когда всего лишь в восемнадцати километрах от бельгийской столицы разыгрывалось грандиознейшее сражение века — битва при Ватерлоо. Но тщетно мы будем искать на полотнах Навеза малейшее отражение войн и революций, сотрясавших Европу. И хотя военные сцены не привлекают художника, он не оставляет мечты создать некое грандиозное полотно в духе "Смерти Сократа" Давида. Но его картины на библейские и мифологические темы, вроде "Агари и Измаила", "Святого семейства" и "лжеантичного" "Сна Атиллы", искусственны и холодны, как мертва изжившая себя академическая живопись.
Не историческими картинами в духе классицизма, а своими замечательными портретами, в которых чувствуется влияние поздних портретов Давида, выполненных в реалистической манере, вошел в историю мирового искусства XIX века Навез. В его творческом наследии первое место по праву занимают портреты семьи Хемптинне и в том числе ее главы — Огюста-Донне де Хемптинне. Этот выдающийся человек был среди основателей свободного Университета в Брюсселе и, будучи по профессии фармацевтом, состоял членом Медицинской Академии с первых дней ее существования. Современные бельгийские исследователи творчества Навеза полагают, что, даже если бы художник написал только один этот портрет, он остался бы в памяти потомков.
Но, будучи блестящим портретистом, Навез стоит гораздо ниже своего учителя — Давида; он слишком академичен и лишен так называемого "французского изящества". Исследователи отмечают у него необычайный интерес к изображавшимся лицам, считая, что "он любил свои модели до такой степени, что часто пытался слиться с ними в одно целое". Подражание Давиду, чей портрет он исполнил в 1817 году, очевидно в большинстве портретов Навеза, число которых доходит до двухсот. Впоследствии в его творчестве более заметно влияние строгой и уравновешенной композиции Энгра, его четкого и совершенного рисунка. Острое чувство цвета неизменно присутствует в лучших работах Навеза, где ему удается создать единое колористическое целое путем сочетания смелых и необычных тонов.
Навезу удалось достичь всех почестей и знаков отличия, которые выпадают на долю художника: в 1832 году он избирается членом Французского Института, в 1835 — директором Академии изящных искусств Брюсселя, а с 1863 ее почетным директором. В 1863 году, после смерти жены, он начинает свою последнюю картину и, не окончив ее, умирает 10 сентября 1869 года.
Творчество Франсуа-Жозефа Навеза, в лучших своих портретах поднимавшегося до уровня Давида и Энгра, стало тем образцом для подражания, на котором воспитывались последующие поколения бельгийских художников, составивших в будущем славу и гордость бельгийской национальной школы живописи.