Галле, Луи-Жозеф (1810-1887)
Формирование национальной бельгийской школы живописи и ее развитие в первой половине XIX века происходило преимущественно в области исторического жанра. Это объяснялось как повышенным интересом к историческому прошлому Бельгии, только что обретшей долгожданную независимость, так и влиянием Ж. — Л. Давида, оказавшегося в Брюсселе в годы изгнания. Пребывание французского живописца в Бельгии еще более утвердило распространение гражданско-патриотического сюжета и классического канона в произведениях бельгийских живописцев, крупнейшим среди которых по праву считается лидер брюссельской исторической школы Луи Галле.
Луи-Жозеф Галле родился в небольшом бельгийском городке Турнэ близ французской границы. Его родители, у которых он был пятым ребенком, не входили в число состоятельных семей города. Художественное образование будущий художник получил в родном городе: сначала в рисовальной школе, а с 1826 года в местной Академии художеств. В 1827 году во главе Академии стал страстный последователь школы Давида Филипп-Огюст Геннекен. Он первым оценил самобытный талант юноши и постарался передать ему свои знания в области живописи и рисунка.
В 1832 году Луи Галле выставил свою первую картину "Динарий кесаря", написанную в строгих традициях академической живописи. Это полотно было удостоено первой премии в Салоне, устроенном Королевским обществом изящных искусств и литературы города Гента. В этом же году его учитель Геннекен был отстранен муниципальными властями Турнэ от поста директора Академии. Некоторые исследователи полагают, что именно он посоветовал Галле уехать из родного города, так как там начали распространяться слухи о том, что картина, удостоенная столь высокой награды, написана другим художником.
Галле переезжает в Антверпен, где копирует Рубенса и Ван Дейка. В 1833 году он пишет композицию "Христос исцеляет слепца", которую власти Турнэ приобретают для городского собора. Вырученные за картину деньги дают молодому живописцу возможность отправиться в Париж. В 1834 году он занимается в парижской мастерской Ари Шеффера, испытавшего влияние Жерико и Делакруа, но оставшегося верным академическим канонам в изображении излюбленных им сентиментальных сцен из литературных произведений и исторических анекдотов. Галле много времени проводит в Лувре, делает подготовительные этюды к будущим историческим композициям.
В 1835 году он выставляет в Парижском Салоне свою первую историческую картину "Герцог Альба в Нидерландах". Художника привлек один из эпизодов национальной истории XVI века, рассказывающий о необычайной жестокости главы испанских войск герцога Фердинанда Альбы, посланного в Нидерланды в 1567 году во главе 10-тысячного войскадля подавления религиозно-политического движения в северных провинциях.
В 1836 году Галле также выставляется в Салоне. Много времени он посвящает работе над картинами для исторической галереи Версальского дворца. Среди картин, выполненных в эти годы, — "Мишель Монтень в темнице у Тассо", "Битва под Монкаселем при Людовике XIV" (Версальский исторический музей), "Покорение Антиохии Готфридом Бульонским" и "Иов и его друзья", приобретенная Луи-Филиппом для Люксембургской галереи.
Слава Луи Галле как исторического живописца постоянно растет. В 1837 году он избран членом Королевской Академии изящных искусств. В эти годы он побывал в Италии и Германии, оказав большое влияние на творчество исторических живописцев последней. Но всемирную известность художнику принесла заказанная бельгийским правительством картина "Отречение Карла V от престола" (1841, Музей современного искусства, Брюссель).
"Отречение Карла V" привлекло к Галле пристальное внимание зрителей, огромное число художников оказалось в свите его последователей и подражателей. Во многих странах Европы он был встречен с королевскими почестями. Французское правительство наградило его орденом Почетного Легиона, а от бельгийского короля он получил орден Леопольда. Власти Брюсселя выбили в его честь золотую медаль, а муниципалитет Гента выделил одиннадцать тысяч франков на приобретение его полотен.
В 1848 году Галле создает вторую большую картину "Последние минуты графа Эгмонта", технически еще более совершенную, чем предыдущие. Герой его картины — граф Ламораль Эгмонт, нидерландский политический и военный деятель времен борьбы за независимость. Ревностный католик, защищавший интересы правящей аристократии, Эгмонт был заподозрен в том, что является одним из вождей начинавшейся анти-испанской революции. Он был арестован герцогом Альбой, обвинен в измене и казнен. Интересно, что его судьба также заинтересовала великого Гете, став темой для его трагедии "Эгмонт".
В этой картине Галле пытался представить один из наиболее ярких моментов национальной истории, интерес к которой особенно усилился после провозглашения независимости Бельгийского государства 10 ноября 1830 года, веками боровшегося с владычеством Испании, Австрии и Голландии. Но, как и большинство современных ему художников, он отдает предпочтение сюжетной стороне произведения, выбирая для него зачастую исторический анекдот, подменяя трагедию мелодрамой. Как и его товарищи по брюссельской школе, враждовавшей с антверпенской школой исторических живописцев, возглавляемой Густавом Вапперсом, он любит громадные холсты. Композиции исторических картин Галле строятся по принципу театральных декораций, а десятки персонажей, заполняющих пространство холста, подобны жестикулирующим актерам. Все несколько статуарно, застыло. Цвет играет лишь подчиненную роль.
Но не только станковые картины мы находим в творческом наследии Луи Галле. По случаю художественного праздника, состоявшегося в Брюсселе в 1850 году, он пишет большой многофигурный плафон "Триумф гения". В следующем году он выставляет на Брюссельской выставке третье свое знаменитое произведение "Последние почести останкам графов Эгмонта и Горна" (1851, Музей изящных искусств, Турнэ). Адмирал Фландрии граф Филипп Горн, сохранивший верность королю, но в то же время отстаивавший привилегии нидерландского дворянства, был обвинен в измене и обезглавлен вместе с графом Эгмонтом. Художник вновь выбирает сюжет, способный взволновать зрителя, подразумевая некое его домысливание, рассчитанное на доскональное знание изображаемого момента из национальной истории.
Эта драматическая сцена прощания бельгийских стрелков с Эгмонтом и Горном, к телам которых приставлены отрубленные головы, трактована в духе натуралистического сентиментализма. И не случайно, что эта картина, вызвавшая при ее появлении столь бурные восторги, утратила для следующих поколений чисто художественный интерес, а осталась лишь иллюстрацией вкусов той эпохи.
После "Последних почестей" Галле не создал ничего, способного привлечь внимание зрителей. С середины 1860 годов он пишет все меньше и меньше, выставляя лишь портреты, значительно уступающие его ранним работам.
Луи Галле скончался 20 ноября 1887 года. Через год благодарные почитатели таланта одного из первых исторических живописцев Бельгии воздвигли художнику бронзовый памятник.