11.12.2012

Габашвили, Георгий Иванович (1862-1936)

Творчество Габашвили занимает особое место в истории искусства Грузии: при всем своем национальном своеобразии, оно тесно связано с общими реалистическими исканиями в культуре второй половины XIX века.

Детство и юношеские годы Габашвили прошли в Тбилиси. Среднее образование будущий художник получил в Тифлисском реальном училище, здесь же произошло его первое знакомство с основами рисования. Стремление Габашвили к занятиям живописью проявилось довольно рано: сохранилось много жанровых и пейзажных этюдов, созданных художником в первой половине 1880-х годов. Уже эти ранние работы, отличающиеся четким и уверенным рисунком, свидетельствуют об острой наблюдательности художника. В 1881 году Габашвили поступает в художественную школу, которая давала возможность подготовиться к поступлению в Петербургскую Академию художеств.

Во второй половине XIX века между Грузией и Россией существуют прочные культурные связи. В грузинской живописи этого периода преобладают реалистические традиции. Это было связано с тем, что многие грузинские художники получали образование в России. С другой стороны, поездки в Грузию таких крупных живописцев, как К. Маковский, И. Репин, Ф. Рубо, познакомили грузинскую общественность с современной русской реалистической живописью, что бесспорно оказало большое влияние на развитие изобразительного искусства Грузии.

В 1883 году Габашвили уезжает в Петербург, однако мечте о поступлении в Академию художеств не суждено было осуществиться: не хватало требуемого общеобразовательного ценза. Художник определяется вольнослушателем в Академию художеств. Особую роль в развитии художественного кругозора молодого Габашвили в те годы сыграли знакомство с выставками в Академии и встреча с искусством крупнейшего русского художника-баталиста В. Верещагина, определившая дальнейший путь самого художника: Габашвили увлекся батальной живописью. В 1883 году грузинский художник начинает сотрудничать с Рубо, создателем живописных панорам "Оборона Севастополя" и "Бородино".

В летние месяцы Габашвили возвращается в Грузию, много путешествует. Результатом этих поездок стало множество зарисовок и этюдов с натуры. К этому времени складывается индивидуальная живописная манера художника. Желание реалистически передать пространство, воздушную среду, мягкость и пластичность фигур приводят художника к отказу от четкости, линейной замкнутости рисунка, непрерывности контура форм. Габашвили прекрасно использует пластическую вязкость краски и лепит форму широкими мазками.

В 1891 году Габашвили получает заказ от американского путешественника Чарльза Крэна написать ряд картин на темы о Кавказе и жизни народов Средней Азии. В связи с этим Габашвили совершает поездку в Среднюю Азию, посещает Самарканд и Бухару. В результате была создана целая серия живописных полотен, среди которых наиболее известными стал "Бассейн Диван-Бега в Бухаре" и "Базар в Самарканде". Работа над многофигурной картиной всегда представляет большие трудности в композиции, где нужно более или менее отчетливо выделить отдельные группы, другие же представить фоном. В отличие от академической, живописная система Габашвили исходит из чисто зрительного восприятия предметов, при котором важнейшую роль играет светотень, а затем цвет и мазок. В картине "Базар в Самарканде" композиция складывается не из отдельных частей или групп, а из общего зрительного впечатления. Фигуры утрачивают четкость и замкнутость контура, каждый мазок, каждый блик придают форме движение и единство. Общая серебристость колорита создает ощущение пространства и воздуха. "Базар в Самарканде" — картина народной жизни, где главное действующее лицо — толпа в богатстве типов и характеров.

В середине 1890-х годов Рубо, занимавший должность профессора живописи в Мюнхене, приглашает Габашвили в Германию, и уже осенью 1895 года художник принимает участие в местной художественной выставке. Мюнхен тех лет являлся одним из крупнейших центров западноевропейского искусства. Ведущая тенденция — символизм в лице Бёклина и Штука — не произвела впечатления на Габашвили, более близким ему оказалось творчество мастеров реалистического направления — Адольфа Менцеля, Михая Мункачи, Яна Матейки, а также работы И. Репина — на международной выставке в Мюнхене его картине "Запорожцы" была присуждена большая золотая медаль.

В 1897 году Габашвили возвращается на родину и приступает к подготовке большой персональной выставки, открывшейся в декабре 1898 года в Тбилиси. На выставке среди многочисленных работ художника публикой были отмечены такие картины, как "Привал", "Вечер в Хевсуретии", "Дарьяльское ущелье".

Художник продолжает работать над особым типом портрета, в котором жанровые, бытовые и этнографические детали соединяются с острой психологической характеристикой. Габашвили пишет портреты людей из народа, создает целую галерею портретов грузинской интеллигенции, среди них наиболее значительный — "Портрет Ильи Чавчавадзе". Трагическая гибель Чавчавадзе прервала работу над портретом, и художник заканчивал его по памяти. Впоследствии Габашвили выполнил второй вариант портрета, который современники признали лучшим изображением писателя и общественного деятеля.

Первое десятилетие XX века в Грузии стало периодом глухой реакции, отрицательно сказавшейся на грузинской культуре. Многие художники вынуждены были на несколько лет отказаться от участия в культурной жизни страны. Тем более становится понятным значение персональной выставки Габашвили. организованной в 1910 году и доказавшей его верность реалистическим традициям.

В последние годы жизни Габашвили обратился к педагогической деятельности, и из его школы вышло целое поколение грузинских художников.

28 октября 1936 года во время творческой командировки в Батуми Габашвили умер. На столе была найдена записка, написанная им накануне: "С безграничной преданностью и любовью посвящаю моему народу свой многолетний труд".

С. Попова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.