Рейселберге, Тео ван (1862-1926)
Творческий путь Тео ван Рейселберге, одного из видных представителей направления неоимпрессионизма в европейской живописи 1890-1900-х годов, начинался в знаменательный для бельгийской культуры период. Вторая половина XIX века в искусстве Бельгии была временем пробуждения после длительного застоя. Особенно интенсивный характер этот процесс приобрел в 80-е годы. Общая атмосфера творческого поиска воодушевляла художников. Для молодого поколения ориентиром служил опыт французской живописи, возглавившей развитие европейского искусства в XIX веке.
Художник родился в Генте. Семья ван Рейселберге была отмечена талантами: из четырех братьев двое стали архитекторами, один — живописцем. Шарль ван Рейселберге, занимавший впоследствии пост архитектора города Гента, в 1902 — 1904 годах руководил строительством Городского музея изящных искусств, в залах которого теперь выставлены картины его младшего брата Тео.
Первоначальное обучение ван Рейселберге прошел в Академии художеств Гента, а в 1879 году переехал в Брюссель, где продолжил курс в Брюссельской Академии. Уже через два года его первые работы были приняты в брюссельский Салон. Период учебы в Брюсселе определил дальнейшие творческие интересы ван Рейселберге. От наставника по Академии он унаследовал любовь к портретному жанру. Работы барбизонцев, выставлявшиеся в Брюсселе, оказали влияние на его дарование пейзажиста.
Успехи молодого художника встретили поощрение — родной город премировал его суммой денег для путешествия, и в 1882 году ван Рейселберге отправился в Испанию и в Марокко.
Вернувшись из странствий на родину в 1883 году, Тео ван Рейселберге принял активное участие в организации выставочного объединения "Группа XX". Уставом общества число участников определялось не более двадцати, но в него могли входить и зарубежные художники. В первой же выставке приняли участие Роден, Уистлер, Либерман, позднее к ним присоединились Моне, Ренуар; в 1890 году были показаны работы Сезанна и Ван Гога. Выставки "Группы XX", устраивавшиеся в 1883-1893 годах, способствовали живому обмену художественными идеями.
Ван Рейселберге регулярно выставлял свои работы. Стиль произведений художника тех лет выразительно характеризует "Портрет Октава Мауса" (1885, частная коллекция) — энтузиаста-любителя, взявшего на себя функции делового секретаря "Группы XX". На полотне представлен фрагмент интерьера, в глубине которого, непринужденно заложив руки в карманы, стоит молодой хозяин комнаты. В картине, артистично написанной жидкими, текучими мазками, все зыбко, контуры расплывчаты. В уютной атмосфере небольшого пространства свет горящей лампы порождает в отдельных местах блики цвета. Тональность картины выступает в этом интимном по настроению портрете главным средством характеристики.
Найденное в работах первой половины 80-х годов не вполне удовлетворяло художника. Он стремился выработать метод, который позволил бы живописи стать объективным отражением реальности, преодолеть субъективизм восприятия импрессионистов — в ту пору самых интересных для него художников в панораме современного искусства.
Решающий перелом в творчестве Тео ван Рейселберге произошел в 1887 году, когда на выставке он увидел картину Жоржа Сера "Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт" — программное произведение неоимпрессионизма. В живописи французского художника ван Рейселберге обрел долгожданный метод и незамедлительно примкнул к новому направлению.
Суть новаторства Жоржа Сёра и его друга и сподвижника Поля Синьяка заключалась в следующем. Продолжая развивать оптические искания импрессионистов, они пытались придать им характер объективной закономерности, применив к искусству открытия в области физики, основанные на строго последовательном разложении сложного цветового тона на чистые цвета (это дало направлению еще одно название — дивизионизм). Частицы чистого цвета изображались на холсте раздельно нанесенными маленькими мазками, почти точками (отчего синонимом неоимпрессионизма стал пуантилизм ("пуант" — по-французски "точка")). Восприятие картины основывалось на смешении мозаики мазков в глазу зрителя в общий тон. Система неоимпрессионизма оказалась привлекательной для художников и за пределами Франции. В Италии ей последовал Дж. Сегантини, в России в некоторых работах — И. Э. Грабарь.
Около двадцати лет практиковал дивизионизм Тео ван Рейселберге, осваивая и развивая систему Сера. Он расширил рамки неоимпрессионизма, в частности, обращением к монументально-декоративному искусству. Подхватив идею "Гранд-Жатт", ван Рейселберге в 1902 году написал в той же манере огромное декоративное панно "В саду" для особняка Сольвей, построенного в Брюсселе известным архитектором модерна Виктором Орта. Пуантильная техника особенно эффектно выглядела при передаче солнечного света, играющего на поверхности воды, в листве деревьев, на песке в пейзажных картинах ("Мельница во Фландрии", 1894, частная коллекция; "Прогулка", 1901, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Но, в отличие от французских художников, сосредоточившихся на изображении природы и сцен в пейзаже, Тео ван Рейселберге не изменил своему увлечению портретным искусством. Высшей точкой его развития стала картина "Чтение" (1902, Гент, Городской музей изящных искусств), представляющая групповой портрет писателей и художников Франции и Бельгии. Сидя во главе стола, Эмиль Верхарн читает друзьям свои стихи. Справа от него — писатели Андре Жид и Морис Метерлинк. Среди присутствующих — французский художник Феликс Фенеон; стоящий на втором плане у зеркала мужчина — автопортрет ван Рейселберге. Картина дает возможность оценить похвалы Камилла Писсарро, отмечавшего редкий дар физиономиста у художника. Обстановка, в которой происходит чтение, выражение лиц слушателей не предполагают в собыгии ничего исключительного. Но маленькие разноцветные мазки, мерцая и переливаясь на поверхности холста, раскрывают истинное настроение происходящего. Живопись картины несет атмосферу духовного общения людей, воплощает небанальный характер собрания. В этом полотне с особой силой выразились любовь и уважение художника к своему другу Эмилю Верхарну. Кроме того, картина явилась своеобразным памятником литературно-художественным связям двух стран: Франции и Бельгии.
Художник постоянно ездил, бывал в Германии, Англии, Италии, Центральной Европе; в 1897 году приезжал в Россию и в 1908 участвовал на выставке объединения "Золотое руно" в Москве. Осуществляя международные контакты "Группы XX", ван Рейселберге завязал новые знакомства, привлекал на выставки интересных художников. Друг Сёра, Синьяка, Писсарро, он открыл для бельгийской публики Ван Гога, Дени, Вюйара, Боннара, Майоля в середине 1900-х годов сблизился с Матиссом, Дереном, Вламинком. Общительный, дружелюбный и спокойный характер художника помогал поддерживать эти связи в течение долгих лет. Чаще всего ван Рейселберге бывал во Франции, принимал участие в Салоне независимых. Первая персональная выставка художника состоялась в 1895 году в Париже, три года спустя он сам перебрался во французскую столицу, а последние десять лет жизни провел в местечке Сен-Клер во Франции.
В позднем творчестве Тео ван Рейселберге отошел от неоимпрессионизма, видимо, исчерпав для себя возможности метода. В работах, созданных в Сен-Клере, по контрасту с методичностью неоимпрессионизма открыто прорывается живописный темперамент художника. В серии "Обнаженные" 1910-х годов горячий колорит картин как нельзя лучше соответствует чувственному характеру сюжета. В них угадывается общность с поздними произведениями Ренуара, но напряженный цветовой строй сближает живопись ван Рейселберге с поисками экспрессионистов.
За время, прошедшее с начала 80-х годов XIX века, когда художник вступил в искусство, художественная жизнь Бельгии сильно изменилась. На смену пришли новые поколения. Но творчество Тео ван Рейселберге осталось заметной страницей в истории бельгийского искусства.