Пименов, Николай Степанович (1812-1864)
Имя Николая Степановича Пименова не принадлежит к числу самых крупных в истории русской скульптуры. Большей известностью пользуется имя его отца С. С. Пименова, создавшего вместе с Д. И. Демут-Малиновским ряд прекрасных скульптурных групп, украшающих портик Горного института, арку Генерального штаба, фасад Александринского театра. Подлинная монументальность, отличавшая лучшие произведения русских скульпторов начала XIX века, не была унаследована мастерами следующего поколения. Примерно с 30-х годов XIX века можно отметить кризис скульптуры, связанный с кризисом всей классицистической художественной системы. В скульптуру привносится очень значительный элемент рассказа, наглядной иллюстративности. Выразительность достигается не за счет собственно пластических средств, а путем нагнетания внешних эффектов и перечисления натуралистически точно переданных деталей. Черты кризиса, заметные практически у всех скульпторов эпохи, проявились и в творчестве Николая Пименова. Скульптор несомненно способный и высокопрофессиональный, Николай Пименов в неблагоприятной художественной ситуации не сумел в полной мере реализовать свой талант. В истории он остался как автор нескольких интересных работ, сделанных главным образом в молодые годы, и как один из первых русских художников, создававших скульптурные композиции жанрового характера.
Двенадцати лет Николай Пименов был определен в Академию. Первыми его учителями были сначала отец, а затем С. И. Гальберг, оказавший самое сильное влияние на становление молодого скульптора. Учился Пименов успешно, хотя и не блестяще. Он достаточно регулярно получает серебряные медали "за рисунок с натуры" или "за лепку с натуры". В 1833 году после смерти отца ему поручается закончить колоссальные статуи "Закон" и "Правосудие" для здания Сената. Завершение незаконченных статуй не помешало Пименову сделать хорошую выпускную работу — барельеф на тему "Гектор в ложнице Елены упрекает Париса в бездействии в то время, когда защитники Трои должны были ратовать с превосходным числом неприятеля". За барельеф Пименов получил вторую золотую медаль и в числе десяти лучших учеников был оставлен в Академии "пенсионером" еще на три года.
Большую роль в жизни художника сыграла академическая выставка 1836 года, для которой он сделал скульптуру "Парень, играющий в бабки", самое известное и, возможно, самое лучшее произведение мастера. Пименов изобразил обнаженного юношу, прицеливающегося и наклонившегося для броска. Скульптура исполнена с большим мастерством, она энергично развернута в пространстве, анатомически правильно переданы пропорции тела. Формы трактованы реалистично и в то же время довольно обобщенно. Следуя законам классицизма, скульптор представляет конкретную натуру в идеализированном виде — парень, играющий в бабки, напоминает античного героя. Тема была задана Пименову Советом Академии художеств, желавшим отклонить обвинение в "ненациональности" и поэтому поручившим двум соискателям высшей академической награды Н. Пименову и А. Логановскому изобразить юношей, играющих в русские национальные игры, бабки и свайку. Успех скульптур превзошел все ожидания. А. С. Пушкин, пришедший на выставку и увидевший работы молодых художников, произнес ставшую широко известной фразу: "Слава богу! Наконец и скульптура в России явилась народная". А. С. Пушкин прямо на выставке написал экспромт в жанре античной эпиграммы и подарил его художнику:
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился... Прочь! раздайся народ любопытный,
Врозь расступись: не мешай русской удалой игре.
Скульптуры Н. Пименова и А. Логановского понравились не только Пушкину. Николай I после посещения выставки повелел отлить фигуры в бронзе и поставить их в Царском Селе. Пименов получил награду в две тысячи рублей, большую золотую медаль и был отправлен на шесть лет в Италию.
Художник живет сначала в Риме, потом переезжает во Флоренцию, куда его привлекла слава скульптора Бартолини, требовавшего строгого следования натуре даже в ущерб красоте форм. Под сильным влиянием Бартолини Пименов создает скульптуру "Мальчик, просящий милостыню", отличающуюся натуралистической характерностью. За это произведение художник был удостоен звания академика. Однако со временем Пименов разочаровался в прямолинейном натурализме Бартолини, он ищет компромиссных решений, позволяющих сочетать верность натуре и внешнюю красоту. Он создает жанровые композиции "Мальчик, подкрадывающийся к бабочке" и "Мальчик, кормящий птичку, вынутую из гнезда", в которых сюжет с обилием увлекательных подробностей излагался в приятных для глаз формах.
В 1840-е годы художник вынашивает замыслы монументальных скульптурных композиций, вдохновленные римской барочной скульптурой. Он подготавливает проект "Фонтана богатырей" для Иверской площади в Москве. Вокруг фонтана должны были располагаться скульптурные группы: "Подвиг Яна Усмаря", "Горыня и Дубыня, поражающие трехглавых чудовищ". Николай I поручает Пименову создать скульптурное оформление Благовещенского моста через Неву. Художник долгое время работает над моделями скульптурных групп "Торжество над водой", "Торжество христианства и низвержение идолов", скульптурными аллегориями крупнейших русских городов. Этот проект, как и предыдущий, остался неосуществленным. Жалеть об этом особенно не приходится, так как скульптуры должны быть манерными, напыщенными и многословными, что, впрочем, вполне соответствовало официальным вкусам николаевской России.
В 1850 году Николай Пименов возвращается на родину, где работает над двумя скульптурными группами "Вознесение" и "Преображение" для малых иконостасов Исаакиевского собора. Эти произведения скульптор считал главным творением своей жизни. В них отчетливо ощутимо стремление подражать прекрасным образцам барочной скульптуры. Но внутренний динамизм и экспрессия, составляющие основное содержание пластики барокко, перерождаются у Пименова в ложную патетику. Тем не менее официальные власти очень высоко оценили работы Пименова. В 1854 году он был произведен в профессора, а после смерти И. П. Витали возглавил класс скульптуры в Академии художеств. Царствующий дом остается неизменно благосклонен к художнику. Ему даются престижные заказы на изготовление коронационных медалей и императорских бюстов. Пименову поручается подготовить проект монумента-мавзолея адмиралам Корнилову, Нахимову и Истомину. Одна из лучших работ художника, сделанных по возвращении в Россию, — памятник адмиралу М. П. Лазареву в Севастополе. Несколько лет Пименов работает над проектом памятника Пушкину. Скульптор хотел представить поэта "как гения, себя сознающего". Пушкин стоит на высокой скале со сложенными руками. Около него парит гений славы, держащий в руке свиток с текстом пушкинского "Памятника". У основания скалы должно было быть показано аллегорическое изображение русского народа — фигура, выбивающая надпись: "Пушкину — Россия". Современники отмечали постоянную неудовлетворенность Пименова своими работами в последние годы жизни, что не мешало художнику стремиться к карьере и житейским успехам больше, чем к творческим. Однако и на этом пути его ждало разочарование. Он умер, оставив большие долги и много незаконченных произведений. Творчество Николая Пименова строго, но в целом справедливо охарактеризовано И. Э. Грабарем: "Не имея крупного индивидуального таланта, Пименов лишь отразил мечты своей эпохи, прислуживая желаниям толпы. Однако он не был лишен дарования и работы первого периода его жизни, чуждые дешевой эффектности — красиво задуманы и выполнены с большим пониманием форм".