Малютин, Сергей Васильевич (1859-1937)
В творческой судьбе известного русского живописца Сергея Васильевича Малютина за полвека его деятельности почти парадоксально сплелись такие разнородные и даже иногда взаимоисключающие стилевые тенденции и явления, как передвижнический реализм, неоромантизм — как разновидность модерна, стремление к монументально-синтетическим решениям и интерес к конкретно индивидуальной портретности образов. Отсюда и его временные тяготения к различным художественным объединениям — будь то Товарищество передвижных художественных выставок, "Мир искусства", "Союз русских художников" или АХРР. Так непосредственно отразилась в эволюции Малютина сложность одной из интереснейших эпох в истории русской художественной культуры.
Впрочем, надо признать, что ни в одно из указанных направлений художник не вписывался полностью. Причинами тому были не столько оригинальность и самостоятельность дарования Малютина, сколько состояние постоянного поиска, в котором пребывал художник.
Занимаясь в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, Малютин писал добротные реалистические пейзажи, этюды на крестьянские темы, картины, правда, в чем-то уже выходящие за пределы "классического" передвижничества. Свою дипломную работу художник так и не закончил, обидевшись на замечания своего преподавателя В. Е. Маковского и не получив в результате надлежащего звания. В 1890 году Малютин написал картину "По этапу", ставшую заметным явлением в русской живописи того времени. Социальная тема была здесь выражена определенно. Хотя картина отличалась живописной добротностью, ей все же не хватало широты картинного "дыхания", психологической убедительности образов.
Во второй половине 90-х годов Малютин приходит к большей целостности художественного видения, правда, за счет декоративизации живописного языка. В 1895-1896 годах он, совместно с Коровиным, работает над панно для Северного павильона Всероссийской художественной и промышленной выставки в Нижнем Новгороде. Тогда же художник начинает свою деятельность и в области театрально-декорационной живописи.
Так Сергей Васильевич Малютин соприкасается с новыми для себя задачами, во многом отличными от прежних художественных интересов. Кроме того, в эти годы он иллюстрирует сказки А. С. Пушкина и здесь открывает для себя мир народного искусства. Начинается новый и, пожалуй, наиболее яркий период творчества художника, когда дарование его вспыхнуло с новой, неожиданной силой. Этому немало способствовало и то, что в 1890 году Малютин попадает в "Талашкино" — имение известной меценатки М. К. Тенишевой, которая субсидировала издание журнала "Мир искусства", с большой страстью занималась коллекционированием, изучением и популяризацией произведений народного искусства. Ее имение стало богатейшим собранием предметов русского декоративно-прикладного творчества и целым комплексом ремесленно-художественных мастерских, выпускавших различные изделия в духе народного искусства. Эскизы для мастеров-ремесленников создавали крупнейшие русские художники — К. Коровин, М. Врубель, Н. Рерих, А. Головин. Но их работа была эпизодической, а Малютин становится на три года художественным руководителем столярной и резной мастерских.
Фантазия мастера, кажется, не знает пределов. Он создает эскизы ларей, поставцов, сундуков, кресел и других предметов обихода. Щедро, с выдумкой, используя все новые комбинации, он варьирует мотивы, темы и образы древнерусского узорочья, изобразительной символики. Малютин занимается и такими крупными работами, как строительство зданий и оформление интерьеров. По его эскизам и проектам в усадьбе строятся домик-библиотека (теремок), домашний театр, собственный дом художника, музей "Русская старина" в Смоленске.
Работы художника вызывают большой общественный резонанс. Журнал "Мир искусства" публикует статью о его творчестве. А. Бенуа считает его "большим, непосредственным поэтом, почти гениальным фантастом". В. Стасов приходит в восторг от подаренной ему художником резной и расписной "дощечки".
До нашего времени во Флянове, неподалеку от Талашкина, сохранился малютинский "теремок". Причудливая сказочность его облика, щедрая красочная декорация, где присутствуют привычные "герои" народного искусства — солнышко, конек, птицы-"оглядышки" — органично сочетаются с выразительно и разумно спланированными объемами двухэтажной избы.
Разумеется, во всех этих работах художника вполне проявились стилистические пристрастия модерна — и в прихотливом своеволии индивидуальной интерпретации народного искусства, и в остроте силуэтов и линейных ритмов, и в известной перенасыщенности орнаментальным декором.
Следующей крупной и последней работой художника в этом направлении стал известный дом Перцова (1905 — 1907, архитектор Н. Жуков). Внешний вид здания с его острыми фронтонами, майоликовыми панно, изразцовыми балкончиками, фигурными украшениями производит сильное впечатление. Внутренняя отделка помещений — резьба по дереву и роспись (не сохранились) — была, несмотря на всю свою изысканность, перенасыщенной, отчасти чуждой утилитарным функциям.
С 1910-х годов Малютин возвращается к станковой живописи. Этому способствовали и жизненные обстоятельства — приглашение преподавать в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества в портретно-жанровом классе. В этот период Малютин обращается к портрету. Созданная им галерея портретов включает известных художников — В. Переплетчикова, М. Нестерова, братьев Васнецовых, В. Бакшеева, писателей В. Вересаева, Н. Телешова. В. Гиляровского и других.
Первые его портреты создавались в капризной технике пастели, собственноручно изготавливаемой самим мастером. Портреты Малютина прославились удивительной точностью характеристик, всегда индивидуальных, запоминающихся, многие хотели ему позировать. Но иных смущала недолговечность самой техники. Так, Репин писал в 1915 году Гиляровскому: "Очень радуюсь, что С. В. Малютин пишет с Вас масляной краской. Еще недавно, достаточно повосхищавшись одним из портретов пастелью его работы, я пожалел, что это была не живопись, — ведь он самый первостепенный живописец, а его широкая манера живописи единственная. Авось и мне когда-нибудь посчастливится быть написанным его сочными кистями, его своеобразными, глубокими, хотя и очень скромными тонами".
После Великой Октябрьской революции старый мастер неутомимо продолжает работать над портретами. Он создает портреты инженера Г. Передерия, В. Жолтовского, Ф. Богородского, М. Аладжалова, Д. Фурманова, О. Книппер-Чеховой, А. Луначарского и многих других. Каждый из этих портретов — глубокая характеристика, запоминающийся образ. Этими работами художник участвует на выставках АХРР — объединения, в которое он вступил с первых же дней его образования.
Жемчужиной послереволюционного портретного творчества Малютина считается портрет знаменитого комиссара Чапаевской дивизии, известного советского писателя Д. Фурманова. Образ писателя почти лиричен, но военный мундир, шинель, наброшенная на плечи, алый орден — все это передает романтику времени. Сегодня Малютин по праву считается талантливым продолжателем реалистических традиций русской живописи и одним из основоположников советского портретного искусства.