11.12.2012

Гальберг, Самуил Иванович (1787-1839)

Самуил Иванович Гальберг — один из талантливых и своеобразных скульпторов первой половины XIX века — родился в Эстонии. Рано обнаружившиеся способности к рисованию способствовали тому, что в 1795 году он поступает учиться в Академию художеств. В годы занятий в Академии Гальберг неоднократно получал золотые и серебряные награды. На работы будущего скульптора обратил внимание И. П. Мартос — ректор Академии художеств, крупнейший мастер пластики первой половины XIX века. Гальберг на всю жизнь сохранил уважение и признательность к своему учителю. В одном из поздних писем к Мартосу он писал: "Советы Ваши всегда мне полезны. Ваша ласка, Ваше доброе обо мне мнение для меня драгоценны, и я не перестану стараться быть их достойным. В 1808 году Гальберг окончил Академию художеств с большой золотой медалью за барельеф "Марфа Посадница"". Ожидание заграничной поездки, на которую скульптор имел право, в связи с событиями войны 1812 года затянулось на 10 лет. Длительный срок пенсионерства при Академии оказался для Гальберга на редкость неплодотворным, он назвал это десятилетие "вычеркнутым из жизни". От этих лет почти ничего не сохранилось, известно лишь, что он помогал Мартосу в работе над барельефами для памятника Минину и Пожарскому.

В 1818 году скульптор, наконец, смог осуществить свою мечту о поездке в Италию. Во время путешествия Гальберг посетил Берлин, Дрезден, Вену, Триест, а затем Венецию и Рим, уделяя много внимания музеям, знакомству с творчеством современных ему скульпторов, среди которых его привлекло искусство Кановы, Торвальдсена. Во время поездки Гальберг вел дневники, которые свидетельствуют о его незаурядном литературном таланте.

Еще до поездки в Италию Мартос советовал своему ученику "заняться бюстами", поскольку именно в области портретной пластики способности Гальберга проявились наиболее ярко. Однако ранние римские работы скульптора связаны с темами античной мифологии. В 1819-1821 годах Гальберг работает над скульптурой "Ахиллес", которая не дошла до наших дней, но сохранившиеся гравюры свидетельствуют о том, что мастер ориентировался на образы античности. Последняя из созданных в Риме статуй — "Мальчик, пускающий пузыри" (бронза, с гипсового оригинала, 1826) почти буквально воспроизводит эллинистическую скульптуру "Мальчик с уткой" (Капитолийский музей, Рим). Созданная в 1824 — 1827 годах скульптура "Фавн, прислушивающийся к звуку ветра в тростнике" (в 1830 году она была переведена в мрамор и ныне хранится в ГРМ) является наиболее интересной и самостоятельной работой этого периода. Скульптору удалось передать изумление человека, впервые познавшего красоту мелодий и ритмов. Фавн представлен в виде прекрасного обнаженного юноши, прислушивающегося к ветру, колеблющему тростник. В душе сказочного лесного существа возникают первые на земле музыкальные мелодии. В позе юного фавна, в выражении его лица угадываются напряженность и внутреннее волнение. Тема раскрывается Гальбергом почти в жанровом плане: с левой стороны от фавна он изображает стебли тростника с крошечными зефирами, олицетворяющими собой дуновение ветра. В 1836 году за работы "Ахиллес" и "Фавн, прислушивающийся к звуку ветра в тростнике" Гальберг единогласно был назначен профессором Академии.

В римский период окончательно складывается творческий метод Гальберга, и значительное место в его искусстве отводится скульптурным портретам, форма которых напоминает античные гермы: прямая посадка головы портретируемого, срезанные плечи и обнаженная грудь. Элементы условности и идеализации сочетаются с передачей реальных черт, со стремлением к углубленной психологической характеристике. Один из лучших ранних портретов Гальберга — портрет русского посланника в Риме А. Я. Италинского. Во время работы над бюстом Италинскому было 79 лет, поэтому перед скульптором впервые встала задача изобразить человека преклонного возраста. Гальбергу удалось передать не только черты увядания, но и внутреннюю сдержанность, ясный ум русского дипломата. Об этом портрете художник С. Ф. Щедрин писал в Петербург: "Гальберг здесь наделал много шуму, и, действительно, достоин всякой похвалы как по сходству, так и по отменной работе".

Много внимания скульптор уделил работе над статуей А. И. Остермана-Толстого, русского офицера, отличившегося в войне с Наполеоном. А. И. Остерман-Толстой представлен лежащим на поле боя, прислушивающимся к звукам неоконченного сражения. Гипсовая модель статуи была окончена в 1822 году. В творчестве скульптора, несмотря на стремление к идеализации, всегда присутствуют детали, связанные с непосредственной передачей натуры, и именно этой чертой своего искусства Гальберг способствовал проникновению реалистических тенденций в русскую портретную скульптуру первой трети XIX века.

К числу лучших скульптурных работ мастера можно отнести работу над образом поэта А. А. Петровского (1829). Он изображен с чуть заметным наклоном головы, с подчеркнуто пышной шапкой кудрявых волос и резкими вертикальными складками на лбу. Здесь появляется существенная особенность портретов Гальберга, которая позже будет развиваться и углубляться, — стремление к передаче внутреннего состояния своих моделей. В образе А. А. Петровского чувствуется влияние романтизма, желание передать напряженную внутреннюю жизнь портретируемого.

В 30-е годы Гальберг работает над бюстами Мартоса (гипс, отлит в бронзе П. К. Клодтом в 1839 году) и известным портретом И. А. Крылова (1830, ГТГ). В образе Крылова, несмотря на кажущуюся неподвижность, есть черты сосредоточенности и раздумья, однако усиление натуралистических тенденций здесь вступает в противоречие с "антикизирующей" формой портрета.

Из числа поздних портретов широкую известность получил бюст А. С. Пушкина, который современники ценили за большое сходство и мастерство исполнения.

Еще находясь в Италии, Гальберг получил предложение приступить к работе над памятником Александру I для села Грузино (имение А. А. Аракчеева в Новгородской губернии). Скульптор называл Аракчеева "человеком неправды", поэтому заказ не вызывал творческого вдохновения, к тому же Гальберг по сути своего дарования не был скульптором-монументалистом. Памятник Александу I представлял собой многофигурную бронзовую группу в виде пирамиды. Фигуру Царя поддерживают аллегорические статуи, изображающие Веру Надежду и Милосердие, у подножия — русский воин в шлеме и женская фигура, символизирующая "Освобожденную Европу". Гальберг также принимал участие в оформлении Публичной библиотеки в Петербурге, делал барельефы на евангельские темы в церкви Академии художеств. С именем Гальберга связано создание двух известных памятников деятелям русской культуры: скульптору принадлежат проекты памятников Державину в Казани и Карамзину в Симбирске. Работа над их созданием была завершена уже в 40-е годы, после смерти С. И. Гальберга. Сам факт сооружения монументальных памятников в честь передовых деятелей культуры представляет собой редкое явление в первой половине XIX века, однако в истории русской художественной культуры имя Гальберга в первую очередь связано с созданием скульптурного портрета.

С. Попова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.