11.12.2012

Орловский, Борис Иванович (1792-1837)

В 30-х годах XIX века завершается сложение архитектурного облика Петербурга эпохи классицизма. Гармоничное соотношение архитектуры зданий, монументальной скульптуры, пространств площадей и улиц придает городу неповторимо величественный и строгий характер. Многие замечательные зодчие и ваятели внесли свой вклад в создание прекрасных ансамблей столицы русского государства. С именем Орловского, выдающегося скульптора первой половины XIX века, связано создание произведений монументальной пластики, которые органично вписались в главные архитектурные ансамбли, придав им особую торжественность и значительность.

Настоящая фамилия Бориса Ивановича Орловского — Смирнов. Он родился в селе Столбецком Орловской губернии, в семье дворовых людей помещицы Н. М. Мацневой. В 1801 году семья была продана за 600 рублей ассигнациями полковнику Н. В. Шатилову и переселена в Тульскую губернию, тогда и получили Смирновы прозвище "Орловские", которое впоследствии и закрепилось как фамилия будущего скульптора. В 1809 году помещик отправляет юношу в Москву для обучения ремеслу мраморщика в скульптурную мастерскую С. П. Кампиони.

С необыкновенным старанием и трудолюбием приобретал Орловский необходимые навыки в обработке камня, самостоятельно занимался лепкой, учился рисовать. В 1816 году он получил разрешение на переезд в Петербург, где поступил в известную скульптурную мастерскую П. Трискорини. Вскоре Б. И. Орловский становится популярным мастером-ремесленником, и многие скульпторы поручают ему исполнение своих произведений. Однако доходное ремесло не могло утолить жажду творчества, стремления к самостоятельности. Всю жизнь Орловский с глубокой благодарностью вспоминал доброе участие И. П. Мартоса, известнейшего скульптора того времени, который разглядел большой талант и серьезное отношение к искусству скульптора-самоучки. В 1822 году Орловский получает отпускную, освобождавшую его от крепостной зависимости, и зачисляется в Академию художеств в Петербурге. Вскоре его отправляют учиться в Рим к знаменитому на всю Европу скульптору Торвальдсену.

Почитатель античности, называвший себя "воскресшим эллином", Торвальдсен воплощал в своих произведениях универсальный идеал совершенной красоты. В процессе обучения молодых художников важное место занимало копирование античных образцов, что позволяло постигать законы гармонии и благородной простоты древней скульптуры. Образами античной мифологии вдохновлены и первые самостоятельные работы Орловского: "Парис", "Сатир, играющий на сиринксе", "Сатир и вакханка". Они проникнуты духом спокойствия и элегичной тишины, поэтической безмятежности Сдержанность композиции, мягкая, плавная и грациозная линия силуэта, тонкая тщательность обработки мрамора свидетельствуют об усовершенствованном мастерстве, о сложившейся художественной манере.

Самыми известными произведениями Орловского являются памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли перед Казанским собором в Петербурге, для создания которых в 1828 году скульптор был вызван распоряжением императора в Петербург. Казанский собор, одно из красивейших зданий города, строился по проекту А. Н. Воронихина в 1801 — 1811 годах. Архитектор построил здание, органично связанное с городом. Одна из трудностей заключалась в том, что на Невский проспект, главную магистраль города, выходил боковой фасад Казанского собора. Архитектор нашел исключительное по своей смелости и красоте решение этой проблемы. Перед фасадом на Невский проспект он развернул величавую полукруглую колоннаду, состоящую из девяноста четырех колонн коринфского ордера и завершенную широкими пролетами над боковыми улицами. Колоннада образует площадь, скрывает основную часть фасада, а в центре над рядами колонн поднимается высокий купол, венчающий здание. Величественные колонны придают сооружению возвышенный героический характер. Строительство Казанского собора завершилось незадолго до начала Отечественной войны 1812 года. В него, уже в конце 1812 года, свозились отбитые у французов знамена, а потом — и ключи от городов, занятых русскими войсками в 1813-1814 годах. В 1813 году в Казанском соборе был погребен прах М. И. Кутузова. Таким образом, Казанский собор становился памятником русской славы, приобретал значение мемориального здания, связанного с блистательной страницей русской истории.

Орловский прекрасно понимал всю сложность поставленной перед ним задачи. Необходимо было создать монументальные образы прославленных героев-полководцев, выразить идею триумфа, найти такое пластическое решение скульптурных образов, которое позволило бы памятникам войти в существующий архитектурный ансамбль.

На простых и строгих пьедесталах из красного полированного гранита установлены величавые бронзовые статуи Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли. Они помещены на фоне боковых порталов Казанского собора, архитектурные формы которых как бы обрамляют скульптуру. Полководцы изображены в фельдмаршальских мундирах, задрапированные широкими складками плащей на манер античного одеяния, что возвышает и героизирует их образы, придает монументальность скульптурам. Скульптор раскрыл в портретных характеристиках яркие индивидуальности героев.

Образ Кутузова — воплощение твердости, уверенности, спокойствия. Энергичное движение правой руки, поднявшей маршальский жезл, гордая осанка, красивое и волевое лицо передают характер несокрушимой силы и мужественной доблести героя-победителя в легендарном 1812 году, который определил победу России в войне с Наполеоном. "Спасителем России" назвал Кутузова А. С. Пушкин.

Образ М. Б. Барклая-де-Толли полон силы глубокого внутреннего трагизма. Пушкин писал о замечательном полководце: "Его отступление, которое ныне является ясным и необходимым действием, казалось вовсе не таковым: не только роптал народ, ожесточенный и негодующий, но даже опытные воины горько упрекали его и почти в глаза называли изменником". Фигура Барклая-де-Толли решена статичнее. Полководец как бы останавливается в раздумье, нерешительно опуская маршальский жезл. Особенно выразительна психологическая характеристика: горькая складка губ, суровый и сосредоточенный взгляд передают характер сильный, мужественный, но в то же время полный великой печали и удрученности.

Обе статуи воспринимаются как части скульптурной группы, они дополняют друг друга, составляют единое нерасторжимое целое. Орловский создал образы возвышенные и в то же время конкретные, которые воплощали идеи героического служения Отечеству.

В период работы над памятниками Кутузову и Барклаю-де-Толли скульптор выполнял множество важных и значительных заказов. Один из них — бронзовая статуя ангела высотой 6,4 метра, венчающая Александровскую колонну на Дворцовой площади в Петербурге. Рисунок О. де Монферрана, автора проекта и руководителя работы по установке колонны, определил композицию фигуры. Скульптору удалось найти выразительную и обобщенную линию силуэта, точно выверенные пропорции, придать особую живописность драпировкам. Статуя воспринимается как органическая часть величественной и строгой колонны, как часть всего архитектурного ансамбля.

В 1831 году Орловский выполнил группу "Ян Усмарь". В древней легенде о герое Киевской Руси скульптор находит созвучную его творчеству тему — героического подвига во имя спасения Родины. Драматизм борьбы не на жизнь, а на смерть нашли свое пластическое выражение в быстрых резких движениях, в экспрессивной лепке объемов. Образ привлекает романтической возвышенностью, страстностью внутреннего переживания. Эта группа открывает новый этап в развитии русской скульптуры первой половины XIX века, когда намечается постепенный отход от классических форм.

Орловский скончался в Петербурге за восемь дней до торжественного открытия памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, прославивших имя их автора. Его творчество внесло значительный вклад в русскую культуру XIX века. Созданные им пластические образы, полные высокого гражданского звучания, отразили патриотические идеалы эпохи а присущее ему тонкое понимание синтеза различных видов искусства позволяло гармонично сочетать скульптурные и архитектурные формы.

Т. Юшкевич
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.