11.12.2012

Анджелико, Беато (1387?-1455)

Творчество Беато Анджелико занимает несколько обособленное место в искусстве Италии XV столетия. В то время, когда в изобразительном искусстве торжествовали реалистические принципы Возрождения, фра Джованни Анджелико. монах из монастыря Сан Доменико во Фьезоле, создавал произведения, далекие от этого нового искусства. Его многочисленные иконы и фрески, украшавшие монастыри и соборы, были проникнуты подлинным религиозным чувством. Уже в ранних произведениях художника выявляется одна существенная особенность: из библейских сюжетов он выбирает такие, где звучит тема радости, счастья, красоты и величия.

Джорджо Вазари писал, что Беато Анджелико был превосходным живописцем и миниатюристом. Миниатюры его не сохранились, но техника живописи в картинах тонкостью исполнения свидетельствует о справедливости этого утверждения.

Возможно, что его учителями были Лоренцо Монако и Джентиле да Фабриано, однако хотя влияние их искусства прослеживается в ранних работах Беато, но они далеки и от мрачности произведений Монако, и более поэтичны по настроению, чем картины Фабриано. Его ранние творения, как правило, небольшие по размерам иконы, отличающиеся тонким и изысканным колоритом и изяществом композиции. Этими чертами отличаются и "Благовещенье", и "Поклонение волхвов", и "Мадонна с младенцем". Одна из лучших работ раннего периода — "Коронование Марии" — была написана для госпиталя Санта Мария Нуова во Флоренции. Выбранная тема требовала торжественной и пышной композиции. На высоком сияющем золотом троне, в окружении святых и ангелов, восседает Христос, перед ним на коленях стоит Мадонна. Золотой свет, льющийся с трона, освещает лестницу, скользит по одежде святых, окутывает ангелов. И в этом сиянии сверкают и переливаются голубые, синие, светло-зеленые, сиреневые и красные тона одеяний предстоящих перед троном. Вся композиция строится скорее снизу вверх, чем в реальную глубину, по яркому колориту и орнаментальному построению пространства она близка к средневековой иконе. Однако мир произведений фра Беато Анджелико больше похож на прекрасную волшебную сказку, покоряя зрителя высокой чистотой эмоционального состояния. И этот дар художник сохранил и пронес через всю жизнь.

В 1436 году Беато Анджелико переселился во Флоренцию, в монастырь Сан Марко, где украшает собор и монашеские кельи своими фресками и картинами. Во время работы над ними, художник сблизился с архитектором Микелоццо, имел возможность увидеть творения Мазаччо, под влиянием которых несколько изменилась его трактовка религиозных сюжетов. "Снятие с креста" — один из самых драматических моментов евангельской легенды. Весь первый план занимает многочисленная группа святых, или взирающих на тело мертвого Христа, или указывающих на него, над ними, в небесах, парят ангелы. И расположение фигур, и орнаментальное обрамление акцентируют внимание зрителя на фигуре Иисуса. По сравнению с ранними картинами герои стали более реальными, менее хрупкими по облику; дальний план, с холмами и дворцами, ближе к реальному миру. Среди персонажей картины художник поместил ряд портретов современников. Джорджо Вазари писал, что Анджелико одним из первых стал вводить в картины изображения своих сограждан.

Во фресках монастыря Сан Марко гораздо последовательнее воплотились новые веяния флорентийского искусства. Фра Беато Анджелико был тонко чувствующим художником, умело использующим все специфические особенности каждого вида живописи, "Благовещенье" — один из самых распространенных сюжетов в искусстве кватроченто. Композиция до предела лаконична. Пусто торжественное пространство покоя, перекрытого сводом, в него неслышно вошел и замер перед Мадонной вестник небес. Справа, сложив руки на груди, преклонив колена, Мария внимает ангелу. Ничто в этой фреске не нарушает духовного единства героев, тонкого благородства их характеров.

Известность художника росла, его часто приглашали в другие города, папа Евгений IV поручил ему украсить некоторые интерьеры Ватикана. Но пока Анджелико добирался до Рима папа скончался, его преемником стал Николай V, человек образованный, покровитель наук и искусств. Для него Беато Анджелико расписал фресками капеллу Николина на тему рассказов о св. Стефане и св. Лаврентии. В этих росписях, начатых в 1445 году, художник впервые использует принципы искусства раннего Возрождения. На двумерной плоскости стены возникает иллюзия реального трехмерного пространства, в котором свободно расположились его герои. "Св. Лаврентий раздает милостыню" — на фоне высокой колоннады, уходящей вглубь пространства, св. Лаврентий протягивает монеты нищим и калекам, собравшимся перед входом в собор. Колористическое решение стало спокойнее, краски уже не переливаются, подобно драгоценным камням, как было в его ранних произведениях. Но фреска вообще требует большей строгости и в цветовом решении, и в композиционном. В ватиканских росписях активнее применяется светотеневая моделировка, позволяющая выявить реальные объемы фигур, глубину пространства.

Джорджо Вазари писал, что Анджелико никогда не переделывал свои картины, оставляя их такими, какими они получились с первого раза. У художника было много учеников, самым знаменитым среди них стал Беноццо Гоццоли.

Большая часть произведений Беато Анджелико хранится в Италии. Во Фьезоле, Орвьето и Риме можно получить прекрасное представление о творчестве художника. Но полнее всего оно представлено в монастыре Сан Марко во Флоренции, который теперь превращен в музей Беато Анджелико.

Е. Красильникова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.